+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
b29
телефоны






ИСТОРИИ

Черный четверг американской авиации

12 апреля 1951 года в истории американской авиации получил название черного четверга. В этот день наши летчики сбили 14 американских самолетов. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли со времен второй мировой войны.

(Вообще 12 апреля – наш праздник, день космонавтики, – для американцев – день злополучия, что подтвердилось также 12 апреля 2014 года в Черном море, когда имитация атаки Су-24 на эсминец ВМС США деморализовала экипаж.)  

Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР. Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда кроме авиационных частей входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, зенитно-прожекторных полков и батальонов связи и радиотехнического обеспечения. Кроме этого в частях вооруженных сил КНДР находилось две-три сотни наших военных советников. В боевых же действиях активно участвовали только летчики и зенитчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5-й воздушной армии США и авиации союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи, Южной Африки.  

Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15. С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон и впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике. Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъемности и вооружению. Бои заканчивались их бегством. Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъемности и удельной тяге, они превосходили его в маневренности, большей дальности полета и в наборе скорости при пикировании. Но МиГ-15 обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м.

МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и австралийцами. Однако боевые качества австралийских летчиков и техническое оснащение их самолетов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.

Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полеты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боев крупных групп истребителей F-86 с МиГами.

Один из самых массовых налетов американской авиации произошел 12 апреля 1951 года, в так называемый Черный четверг, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через  реку Ялуцзян у населенного пункта Сингисю. Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска.

В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой нагрузки. Ее оборонительное вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налете участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолетов.

На отражение этого налета с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал летчик-ас Великой Отечественной войны, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четверками атаковали группы B-29, не обращая внимания на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолетов — 10 B-29 и четыре Сейбра.

Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолета были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолета. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен.

В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим летчикам, и после этого они три месяца не летали. Когда же попробовали сделать еще один налет, то наши летчики сбили еще 16 «летающих крепостей» и надолго отбили у американцев охоту к авианалетам.

В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается летчик--истребитель подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, уничтоживший 23 самолета противника. За ним следует капитан Николай Сутягин с 21 победой. Для сравнения, лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, может похвастаться только 16 сбитыми самолетами.

64-й истребительный авиакорпус вел боевые действия на территории Кореи почти три года. В общей сложности за это время было сбито 1525 самолетов противника, 1099 из них – силами авиации. Советские потери составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. В боях погибло 120 летчиков. Многие из погибших наших летчиков были похоронены на территории Китая. Вечная им память!

           Вернуться к оглавлению