+7(495)695-15-10
ORATOR.RUКурсы ораторского искусстваЦицерон
американцы индейцы
телефоны






ИСТОРИИ

Про геноцид американских индейцев

Геноцид американских индейцев, не имеющий себе равных ни по длительности его реализации, ни по количеству жертв, начался 11 ноября 1620 года, когда галеон из Плимута «Мэйфлауэр» бросил якорь у мыса Код, и закончился к концу XIX века. На 1900 год индейцев в США и Канаде оставалось 237 тысяч.

В американских учебниках не пишут о том, что в результате геноцида американских индейцев, также известного как «самый длительный Холокост в истории человечества», было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады. (Американский Холокост: Д. Стэннард (Oxford Press, 1992) – «более 100 миллионов убитых»)

Термин «геноцид» происходит от латинского (genos – раса, племя, cide – убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Генеральная Ассамблея ООН приняла этот термин в 1946 году, как характеризующий действия нацистов в оккупированной Европе. Большинство людей склонны связывать с геноцидом лишь массовые убийства. Однако в 1994 году в Конвенции ООН о наказании и предупреждении преступлений геноцида, геноцид описывается не только как прямое убийство людей, но и как разрушение и уничтожение культуры народов. Статья II Конвенции перечисляет пять категорий деятельности, которые направлены против конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группы и которые следует считать геноцидом. К этим действиям относятся: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений членам группы; умышленное создание группе таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение ее в целом или частично; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать Конвенцию ООН о геноциде. Это и не удивительно, ведь зверства, указанные в Конвенции, применялись по отношению к коренным народам Северной Америки. Список мероприятий американской политики геноцида по отношению к индейцам включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и проведение других мер, способствующих вымиранию многих племен.

За четыре столетия после прибытия Колумба коренное население земель, ныне занятых 48 штатами Америки, было сокращено на 95%. Что этому способствовало? Вышеуказанные мероприятия американской политики геноцида.

Массовое истребление  

Колонисты истребляли индейцев всеми средствами: вырезали целыми деревнями, убивали и скальпировали плененных, отравляли источники питьевой воды (как это имело место по отношению к племени семинолов во Флориде). Также против индейцев использовалось биологическое оружие – известно, что британские агенты раздавали индейцам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Эта болезнь унесла более ста тысяч представителей племен минго, делавэров, шони и других, населяющих берега реки Огайо. Армия США взяла этот метод на вооружение и использовала его с таким же успехом против других племен.

Принудительное выселение  

Ненасытная жадность европейцев к чужой земле была первопричиной сначала истребления, а затем и выселения индейцев с их земель. Вскоре после американской революции Соединенные Штаты принялись проводить политику выселения американских индейцев. По договору от 1784 года, заключенному в Форте Стансикс, ирокезы обязаны были уступить земли в западном Нью-Йорке и Пенсильвании. Многие из ирокезов отправились в Канаду, некоторые приняли подданство США, но племя быстро выродилось как нация, потеряв большую часть своих оставшихся земель в последние десятилетия XVIII века. Шауны, делавэры, оттаваны и несколько других племен, наблюдая за падением ирокезов, создали свою собственную конфедерацию, назвавшись Соединенными Штатами Огайо, и объявили реку границей между своими землями и владениями поселенцев. Начало последующих военных действий с пришельцами было лишь вопросом времени.

Форсированные марш-броски индейских поселений на большие расстояния приводили к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — одна из мрачных страниц в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения, воспротивились выселению. К тому времени на исконных землях чероки были обнаружены ценные золотоносные месторождения, и в 1838 году федеральные войска выселили чероки силой. Этот исход известен как Тропа слез. Во время переселения погибло около четырех тысяч чероки. Более ста тысяч переселились за реку Миссисипи, покинув собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Принудительная ассимиляция

Марлон Брандо, посвятивший несколько страниц геноциду американских индейцев, пишет в своей автобиографии: «После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала».

Европейцы считают себя носителями высокой культуры. Колониальное мировоззрение позволяет им делить людей на хороших европейцев и плохих дикарей. Благодаря этому захват Америки обосновывался ими как необходимость, которая сможет подарить индейцам высокую мораль и исправит их дремучую дикость. Под завоевание новых земель была подведена выгодная идеологическая база — и голый экономический интерес алчных завоевателей был прикрыт благими намерениями. Христианство объявлялось единственной истинной религией, которая требует верности от всех прочих культур. Таким образом, конкистадоры, на деле стремившиеся к захвату новых земель и к эксплуатации индейцев как дешевой рабочей силы, в собственных глазах оказывались носителями спасения для местных язычников, поэтому с чистой совестью их убивали, грабили и разрушали их культуру.

Уничтожение культуры

Культура – это душа народа, ибо включает в себя практически все стороны его жизнедеятельности: язык, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, ремесла, учреждения, регулирующие общественную жизнь и прочие. Уничтожение культуры — больше, чем бойня, т.к. убивает народ духовно, что приводит к его вырождению. Колонизация, разрушая сложившиеся культурные ценности, уничтожала целые народы.

Уничтожение культуры любого народа будет происходить гораздо быстрей и продуктивней, если вмешаться в воспитание детей, т.к. это разрушает связь между поколениями.

Поэтому практически одновременно с физическим уничтожением племен проводились стратегии ассимиляции индейских детей, которых отбирали у родителей. Иезуитами были возведены форты, в которых молодых коренных жителей Америки заключали в тюрьмы, где им внушали христианские ценности и эксплуатировали как дешевую рабсилу. Основатель индейской промышленной школы «Карлайл» в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так характеризовал свою философию: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, их вынуждали носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Некоторые индейские дети смогли бежать, многие умерли от болезней, а другие от тоски по родине.

Дети, насильственно разлученные со своими родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены новым мышлением, после возвращения из школы-интерната не знали своего родного языка. Они были чужими и в своем собственном мире, и в мире белых людей. В фильме «Женщина племени лакота» эти дети называются «яблочными детьми» (красные снаружи, белые внутри). Они так и не смогли вписаться в жизнь: не смогли ассимилироваться ни с одной культурой. Эта потеря культурной идентичности приводила к самоубийствам и насилию.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства конфискации земель у американских индейцев.

Стерилизация

В середине 1970-х годов к доктору Чокто, индейцу, обратилась 26-летняя индейская женщина. Как оказалось, она была стерилизована в 20-летнем возрасте в больнице индейской службы здравоохранения в Клермонте, шатат Оклахома. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима.

Как потом выяснилось, индейскими службами здравоохранения стерилизовалось по 3000 индейских женщин в год (от 4 до 6 процентов населения детородного возраста). Доктор Равенхольд, директор Управления федерального правительства по вопросам народонаселения, позже подтвердит, что «хирургическая стерилизация становится всё более важным методом управления рождаемостью».

«Окончательное решение»

«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского Холокоста и южноафриканского апартеида.

Термин «окончательное решение» был придуман не нацистами. Его ввел в употребление управляющий по делам индейцев Дункан Кэмпбелл Скотт, который в апреле 1910 года заботился об индейской проблеме так: «Мы признаём, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».

Как видно, «окончательное решение» индейской проблемы — это уничтожение индейцев.

Самый крупный геноцид был скрыт от общественности, потому что продолжался так долго, что стал привычным. Информация о геноциде американских индейцев преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира. Американских школьников учат, что большие территории Северной Америки до прихода европейцев были необитаемы, несмотря на то, что на них проживали многочисленные племена американских индейцев.

Геноцид североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и Холокоста во время Второй мировой войны, потому что значительно превышает их по числу жертв. Однако, в отличие от послевоенной Германии, государства Северной Америки отказываются признать геноцидом уничтожение индейцев.

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В XV-XIX веках их поселения были разорены, народы истреблены, переселены или порабощены. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде. Однако прикрытие геноцида продолжается по сей день: власти Северной Америки не собираются признаваться в существовании системного плана уничтожения ее коренного населения.

Именем Господа

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, сравнивал индейцев с детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

В 1864 году полковник американской армии Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню, сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что «из гниды вырастает вошь». Он также говорил своим офицерам и солдатам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. Необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».

И солдаты воплощали его призывы: отрезали вульвы индейских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индейских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, — больше сказать нечего.

Гитлеровская концепция концентрационных лагерей во многом обязана изучению им истории колонизации Америки. Он восхищался лагерями для индейцев на Диком Западе и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены.

Когда США в очередной раз заявляют о своем желании просветить какой-нибудь народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать, что при этом используемые ими средства, вежливо говоря, нецивилизованны, ибо это всё те же старые недобрые методы колониальной политики притеснения народов. И преследуют они при этом не благие цели, а, как и прежде — собственную наживу.

           Вернуться к оглавлению