МЫ НЕ МОЖЕМ
ЗНАТЬ. МЫ МОЖЕМ ТОЛЬКО ПРЕДПОЛАГАТЬ
"Можно быть уверенным лишь в
том, что ни в чем нельзя быть уверенным"
Плиний старший
Баснописец Эзоп был
рабом. Как-то хозяин послал его на рынок, а навстречу ему
градоправитель. - Ты куда,
Эзоп? - спросил
градоправитель. - Не знаю, -
признался баснописец. -
Издеваешься! Взять его и отвести в тюрьму! - приказал
градоправитель своим
воинам. - Вот видишь! -
возмутился в свою очередь Эзоп, - разве я мог знать,
что попаду в темницу?
Да уж, друзья, никто не знает, что с ним случится через
минуту. Никто вообще ничего не может знать, ибо знать
невозможно.
- Как это
невозможно? Я знаю, например, дату своего рождения.
- На самом деле ты ее не
знаешь, потому что даже не помнишь, и поэтому тебе приходится
верить документам и словам родителей. А вдруг в твоем
свидетельстве о рождении указали не ту дату (сознательно или
по ошибке)? А вдруг тебя в роддоме подменили? Ты этого не
знаешь. - Ну, хорошо, я
этого не знаю. Но тогда я знаю, что на Земле есть страна
Парагвай - это же очевидно!
- Сомневаюсь. Твоё убеждение
основано, опять же, на вере. В слова учителя географии,
телерепортажи, атласы, учебники и прочие авторитетные
источники. А ты ведь понимаешь, что вера ничего не доказывает.
Никакие авторитеты не могут давать стопроцентных гарантий,
т.к. несовершенных людей всегда и во всём сопровождают
неопределенность и всякие форс-мажоры. Поэтому для тебя
существование Парагвая - не факт, а информация.
- А если допустить, что я
был в Парагвае. Уж тогда-то я мог бы знать, что он
существует. - Нет, не мог
бы. Потому что у тебя не было бы гарантии, что это не был бы,
скажем, Гондурас, в котором поменяли вывески.
Информация к
размышлению:
Авторитетные источники информации иногда бессовестно врут. По
некоторым экспертным оценкам, в различных научных справочниках
и энциклопедиях может содержаться до 20% ложной информации.
Многовато. Так, например, в
энциклопедическом словаре "Ф.А.Брокгауз - И.А.Ефрон" (1912 г.)
потери французских войск в Бородинском сражении указаны в 35
тысяч человек. В "Большой советской энциклопедии" (1927) - 52
тысячи человек. Во "Всемирной истории" (1959) - 58,5 тысяч
человек. То есть потери французов непрерывно возрастают.
Соответственно потери русских войск составили 58, 48 и 38,5
тысяч человек. То есть наши потери непрерывно уменьшаются.
Похоже, что авторы справочников пишут их если не в пьяном
угаре, то с прицелом на идеологическую пропаганду. Также,
похоже, что Бородинская битва продолжается до сих пор. В
головах историков. Или
другой пример. Официальная информация из справочников гласит,
что население Китая на 2000 год составило около 1300 миллионов
человек, а по оценкам некоторых экспертов - свыше двух
миллиардов жителей. Такое расхождение цифр чуть ли не в два
раза объясняется тем, что руководители китайских провинций,
желая выглядеть успешными в глазах руководства страны на фоне
общекитайской демографической проблемы, стремятся к занижению
количества жителей в своих провинциях. Начальники китайских
провинций понимают, что, как сказал Тристан Бернар, "не важно
уметь хорошо работать, важно уметь хорошо доложить", и поэтому
все остальные будут считать, что в их провинциях живет не
столько человек, сколько живет на самом деле, а столько,
сколько они укажут в своих отчетах. Попытайтесь ответить на
вопрос: так, сколько же в Китае жителей - 1300 миллионов или
два миллиарда? Думаю, что найти правильный ответ нелегко, т.к.
для этого надо самим пересчитать всех
китайцев. Так можно ли
полностью доверять авторитетным источникам информации?
- Если нельзя
доверять авторитетным справочникам и кому бы то ни было, то
можно доверять себе. Я знаю, например, что никогда не был в
Париже. - Доверять себе,
однако, тоже нельзя, потому что наши мозги иногда способны
выделывать весьма чудаковатые выкрутасы, о которых мы и не
подозреваем. А вдруг у тебя классический случай раздвоения
личности, каждая из которых, как известно, не подозревает о
существовании другой? На самом деле ты был в Париже, только в
тот момент на арене твоего сознания выступала одна твоя
личность, а сейчас я общаюсь с другой, которая не догадывается
о том, что ты был в Париже. -
Если бы у меня было раздвоение личности, то я бы знал об
этом от своих
близких. -Твои близкие
упорно молчат, чтобы не травмировать твою психику. Ведь у
людей с раздвоенной личностью (если они знают об этой своей
ненормальности) частенько возникает склонность к депрессиям и
суициду. Как правило, такая склонность бывает у одной из двух
личностей - той, которая более неуравновешенна. Например, одна
женщина с раздвоением личности забеременела в одном состоянии,
а другая ее часть впадала в истерику от этого факта, потому
что не могла понять, когда же такой грех мог случиться.
- Такое тоже бывает?
- Наверно бывает, раз
бывает. - Хорошо.
Допустим, я был в Париже и не знаю об этом. Но я точно знаю,
что недавно летал в Лондон.
- Не "точно". И не
"знаю". Скажу тебе по секрету, что на самом деле самолеты -
это не летательные аппараты, а аттракционы, создающие иллюзию
полета. Иллюминаторы - это не окна, а плазменно-динамические
мониторы сплошного разрешения, которые показывают кино - якобы
пейзажи за бортом. И пока ты сидел и раскачивался в
аттракционе три часа, глушил водку для храбрости, судачил со
случайным попутчиком-собутыльником и смотрел унылое стереокино
на своем мониторе, вокруг самолета поменяли декорации и
организовали массовку. Вот тебе и "здравствуй,
Лондон!". - Ха-ха-ха. Но я
видел самолеты в небе и знаю, что это летательные
аппараты. - На самом деле
это макеты из крашенной фанеры, подвешенные на
веревках. - А почему же
они гудят? - А разве
трудно к ним приспособить звуковые динамики с усилителем?
- Нелепо и смешно.
- Не нелепо, а кажется
нелепым, потому что непривычно, как зарождающаяся мода. Но
неопровержимо, потому что ты этого не знаешь.
- Да ладно. Но я знаю,
что Земля круглая. -
Во-первых, не круглая, а шарообразная - ты хотел сказать. А,
во-вторых, кто тебе об этом сказал? Опять-таки - преподаватель
географии, Коперник с Галилеем, космонавты. Также фотографии
голубой планеты из космоса. И еще в школьном учебнике были
рисунки, как мачта корабля постепенно скрывается за
горизонтом. Думаешь, всё это - доказательства того, что Земля
шарообразная? Чушь! Твой преподаватель географии - откровенный
лжец. Космонавты - пропагандисты коварных идей. Те двое -
Коперник и Галилей - вымышленные персонажи исторических мифов.
Те "фотографии из космоса" - обычные картинки, продукт компьютерной графики. А корабль
не скрывается за горизонтом, а медленно тонет. Хотя ты прав -
то, что ты называешь Землей, действительно круглое. Это
огромная плоская поверхность в форме круга из плотно
подогнанных дубовых шпал, пропитанных мазутом для
долговечности, лежащих на титановом каркасе, с толстым слоем земли
и песка. Немного потрудились
ландшафтные дизайнеры - и вот тебе реки, горы, озера и водопады
с сопутствующей флорой и фауной.
И вся эта конструкция, разумеется, покоится на трех китах.
- Опять
смешно. - Кажется
смешным, потому что радикально противоречит твоим привычным
убеждениям. - А звезды? Я
знаю, что это огненные шары, так
сказать. - Значит,
по-твоему, Филипп Киркоров - это, так сказать, огненный шар?
Шутка. На самом деле звезды - это шляпки золотых гвоздиков
разного диаметра, которые заколочены в прозрачный купол и
отражают свет квантовых генераторов. Так что, тебя опять
попросту надули. - Ладно,
допустим, меня все постоянно водят за нос. Разве это кому-то
надо? - Надо, еще как
надо! Скажу тебе по секрету, что над тобой совершают
эксперимент. Окружающие тебя люди просто сговорились и
наблюдают за твоим поведением, т.к. ты - первая
экспериментальная модель человекоподобных роботов, способных
принимать самостоятельные решения, которых, похоже, после
некоторых доработок скоро запустят в массовое производство.
Если, конечно, эксперимент пройдет удачно. Ты ведь этого не
знаешь, не так ли? -
Ладно, ладно, хватит брехать. И зачем нужны такие нерадивые
роботы, как я? - Чтобы
выполнять грязную работу. Только не проболтайся. Имей в виду,
что я открыл тебе строжайший
секрет. - Хорошо, не
проболтаюсь, ха-ха. Но я не любитель грязной работы. Я
любитель красивых
женщин. - Поэтому я и
сказал, что прежде чем запустить роботов в массовое
производство, их надо доработать, чтобы они перестали быть
бабниками и полюбили самую грязную работу.
- Весело. Но я точно
знаю, что ты сейчас со мной беседуешь.
- Про "точно" пора бы
забыть, ибо в нашей жизни всё не то, что бы неточно, а
неопределенно. Чтобы точно выразить свою мысль, ты должен был сказать:
"мне кажется, что тебе кажется, что ты сейчас со мной
беседуешь", - так оно будет точнее, ведь весь мир нам только кажется.
Вселенной правит вероятность, и
для нас вероятно всё, что угодно. А вдруг ты спишь и видишь
сон про то, что сейчас мы с тобой беседуем? Или лежишь на
операционном столе под глубоким наркозом и тебе мерещатся
галлюцинации? Между прочим, по утверждению некоторых
лиц, галлюцинации выглядят реальней, чем сама реальность.
- Забавная версия. Но я
все-таки знаю, что дважды два -
четыре. - Я не буду тебе
тут приводить общеизвестных доказательств, что дважды два -
пять (шесть, ноль или 525), в которых содержится скрытый
подвох, как в фокусах Копперфильда, а скажу лишь, что ты,
опять же, спишь. И тебе снится этот мир со своей математикой.
И физикой. И так далее. -
Но я всё же знаю, что окружающий меня мир
существует. - Нет, не
знаешь. Потому что то, что ты называешь окружающим миром - для
тебя не что иное, как только представление о мире. Не факты
окружают тебя, а версии находятся в твоей голове. Весь мир
обитает в твоем разуме. Поэтому отождествлять своё
представление о мире с самим миром - всё равно, что путать
карту местности с местностью или слово "яблоко" с
яблоком. - Но такой подход
к жизни - это же форменная
паранойя! - Такой подход
к жизни может стать паранойей, если к нему относиться серьезно
и принимать как руководство к действию, к чему я тебя, заметь,
не призываю. А может это просто игра здравого смысла?
- И что же ты всем этим
хочешь сказать? - Лишь
то, что знать невозможно, а можно только предполагать. И даже
когда мы излагаем вечные истины, мы говорим не о том, что
есть, а о том, что нам
кажется. - В чем же тогда
я могу быть уверен? -
Только в одном - в том, что ты что-то чувствуешь. С тем, что
есть наше "я", не могут спорить даже самые отъявленные
скептики, если они логичны до конца.
- А можно ли быть
логичным до конца? - Не
знаю.
* * *
"Не бойтесь
совершенства, оно вам не грозит", - сказал Сальвадор Дали.
Похоже, что знания тоже не грозят несовершенному человечеству,
и оно всегда будет жить в эпоху информации и предположений.
Да уж, друзья, мы не можем знать, а можем только
предполагать.
Иногда нам кажется, что мы знаем наверняка, однако мы всегда имеем
дело лишь с вероятностями. Мы можем тщательно
спланировать свои действия и обладать иллюзией уверенности на
все сто процентов, что у нас получится всё так, как мы задумали.
Нам может казаться, что мы предусмотрели каждую мелочь. Но вдруг
окружающий мир дает нам пинок под зад, и все наши планы летят
вверх тормашками прямиком коту под хвост - бывает ведь такое.
Находясь в центре
цивилизованного города, мы не можем быть уверены в том, что
нам в затылок не целится снайпер. Расставаясь с другом до
завтра, мы не уверены в том, что не расстаемся с ним навсегда.
Никакой даже самый швейцарский банк не даст вам стопроцентных
гарантий сохранности ваших средств, потому что в жизни нет
гарантий, а есть только вероятности. И вероятно всё, о чем
только можно подумать - нежданно-негаданно на вашу голову в
любой момент может свалиться мешок золота. Или метеорит.
Основатель
скептицизма Пиррон хоть теоретически и отрицал всякую
несомненную информацию, но, тем не менее, не руководствовался
своей концепцией на практике, ведь с таким мировоззрением не
проживешь и дня. Я не призываю вас отвергать любую очевидную
информацию и заныривать в волны параноидальных фантазий.
Просто нам для своего же блага не мешало бы помнить, что даже
в самых, как нам кажется, очевидных утверждениях всегда должно
оставаться место хотя бы для толики трезвого сомнения (чтобы
можно было легко сбросить ненужный балласт убеждений, если они
окажутся мусором), иначе можно впасть в легковерие и догматизм
- причины многих наших ошибок.
Цицерон сказал:
"вероятностные знания - вот предел человеческого понимания".
Если человек согласен с этой простой мыслью и помнит о ней, то
это значит, что он не собирается глупо цепляться за свои
старые убеждения только лишь в силу того, что он с ними
сроднился, не задумываясь об их истинности. Также он не будет
глотать всякий информационный хлам и каждую сомнительную
доктрину, коих развелось ох, как много. Красивые теории, как и
красивые женщины, часто бывают неверными. Вокруг полно нелепых
и вредных теорий, которые недоказуемы и неопровержимы, звучат
правдоподобно и так и лезут в наше мировоззрение и
способствуют либо развалу нашей экономики (проповедникам из-за
бугра и доморощенным штрейкбрехерам сильная Россия не нужна),
либо вредят нашему здоровью и пытаются опустошить наши
кошельки.
Информация
правит миром. С развитием средств распространения
информации наша планета превратилась в большую деревню, и для
нас важно не столько то, что происходит на ее поверхности,
сколько то, что об этом пишут и говорят. А от того, какую
информацию мы впускаем в своё мировоззрение, зависят наши
достижения и то, насколько успешно мы шагаем по
жизни.
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно
только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора
|