ЧЕЛОВЕК неРАЗУМНЫЙ
(продолжение)
"Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость.
Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен"
Альберт Эйнштейн
Вся наша жизнь неразумна
Наша жизнь непонятна. Вопрос о смысле жизни во все времена
будоражил каждого человека и так и повис в воздухе: сколько людей - столько ответов
(загляните ).
При попытке ответа на этот главнейший вопрос, наш разум непременно упирается в тупик:
либо жить ради жизни, либо верить в существования после смерти и подчинять этой вере
магистральную линию жизни (а вера, как вы понимаете, ничего не доказывает).
Человек бессилен понять смысл своего движения по жизни,
как и отдельная клетка организма не может знать его планов. Любые цели, которым
люди посвящают свою жизнь (удовольствия, любовь, дети, деньги, слава, власть и др.) - это
только цели, которыми они иногда пытаются оправдать свое существование. Даже самосовершенствование - это
цель, но не смысл (изначальная задумка существования). Похоже, что наша жизнь не
имеет разумного объяснения, но имеет только инстинктивные начала и поэтому напоминает игру в "дурака".
Разница между взрослыми и детьми заключается в стоимости
их игрушек. Разница между человеком и животными заключается в масштабах потребления -
человек придумал себе много безумных потребностей, без которых мог бы
легко обойтись. Как и слон никогда не сможет понять, зачем он вынужден 18 часов в сутки
жевать траву, как и семена поедаемых им растений не могут понять, зачем они, проделав
50 километров в слоновьем желудке, прежде чем попасть на благодатную почву вместе
с навозом, должны прорастать - так и человек не знает, зачем он вынужден работать,
развлекаться, размножаться и периодически размышлять над сущностью бытия - инстинкты всем задают
одинаково необъяснимые вопросы.
Каждый рождается, чтобы умереть, предварительно наследив в этом мире - Вселенная
находится в постоянной эволюции. После смерти человек теряет все свои достижения,
которые переходят в собственность окружающего мира. Человек боится потерять жизнь,
хотя в глубине души понимает, что терять-то собственно нечего, кроме мыльных пузырей
тщетных иллюзий, которые для него, в конце концов, обратятся в прах.
Для того, чтобы дать разумный ответ на вопрос: зачем мы
живем? - надо ответить на вопрос: а зачем вообще существует Вселенная? Но этот вопрос,
видимо, находится вне зоны нашей компетенции, и чтобы отвязаться от него, люди ввели
понятие творца (по латинской пословице "страх породил богов"), взвалили на него ответственность
за все неясности, частично обозвав их чудесами, и, более-менее успокоившись, занялись
своими делами - эгоистичным удовлетворением потребностей.
Сущность религиозных убеждений
Кто-то считает, что вера в единого бога - это крутой прогресс
по сравнению с многобожием и идолопоклонничеством язычества. На деле же с появлением
монотеистических религий принципиальной революции в людских умах не произошло, потому
что слепая вера и глупость поклонения во многом остались прежними. Для многих смысл
праведной религиозности заключен не в исполнении разумных доктрин, а в засорении
мозгов необоснованными догматами, в соблюдении невразумительных религиозных обрядов
и традиций, а также в многократном проговаривании непонятных мантр на санскрите.
Сколько убийств, несправедливости и плутовства было совершено людьми "от имени"
бога - и не сосчитать. Многие возвышенные идеи священных писаний опошляются и приобретают
привкус человеческих страстей подобно тому, как красивые конституционные идеалы
попираются шкурными мотивами на местах.
Что считать веротерпимостью, и где лежат пределы толерантности?
Фанатичный сектант искренне верит, что докопался до истины и что господь поддерживает
и спасет только адептов его конфессии, а всем остальным устроит прощальный кордебалет, поэтому
презирает иноверцев и готов с упоением бить им лица. Он склонен отождествлять своё
фантазерство с высокой духовностью, но фактически мы наблюдаем скрытый меркантильный
расчет из страха возмездия за грехи - дескать, сейчас потерплю, а потом мне воздастся - уж
там, за гробом, я раскручу хороводы у жемчужных врат рая! Такой корыстный мотив, выражаясь
языком религиозных категорий, - не менее греховен, чем традиционные грехи.
Многие
люди считают себя праведниками в силу того, что соблюдают благочестивые религиозные
обряды, а сами имеют такие гнусные помыслы, о которых мне тут стыдно говорить, дабы
не вызывать у вас рвотный рефлекс. Одни люди могут легко осуждать других за совершение
так называемых греховных поступков, хотя сами на их месте в тех же обстоятельствах
были бы точно такими же. Потенциальный грешник ничем не лучше реального, ибо имеет
в своей черепной коробке точно такие же мозговые структуры, которые готовы в соответствующих
обстоятельствах воплотить точно такие же мотивы в точно такие же деяния (можно сказать,
что каждый человек - потенциальный убийца, только уровень готовности на такой поступок
у каждого свой: один - киллер за деньги, а другой только в случае крайней самообороны).
Тот, кто верит, что, вооружившись необдуманными религиозными
догмами, идет к свету свободы, чтобы превзойти свою человеческую сущность, на
самом деле посадил себя в темницу дремучего невежества.
(продолжение следует)
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора
|