НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
"Говори не так, как тебе удобно говорить,
а так, как слушателям удобно воспринимать"
Скилеф
В любом деле есть
свои правила. И в ораторском искусстве тоже. Правила ораторского
искусства сводятся к управлению элементами речи, а также к использованию
различных речевых приемов и принципов, чтобы речь была понятной,
интересной и, как следствие - более влиятельной. Поговорим вкратце
о некоторых принципах ораторского искусства.
Забудь о себе, займись делом
Это принцип уверенности.
Неуверенный оратор озабочен собой. Его тревожит мысль: а вдруг
обо мне плохо подумают? Его волнение прожорливо и съедает часть
его внимания - именно поэтому скованный оратор говорит хуже, чем может, запинается и путается.
Ничто, кроме собственных негативных установок, не мешает нам перед аудиторией
быть такими же спокойными, как в привычной обстановке, например, как у себя дома. Увлекайтесь процессом выступления,
и вас не останется на волнение.
Оратор - хозяин положения
Некоторые ораторы
ведут себя так, будто они в чем-то провинились или не выучили
урок - вздрагивают от каждой реплики слушателей, норовят подробно
ответить на всякий неуместный вопрос и ждут дальнейших указаний аудитории.
Плачевное зрелище.
Надо помнить, что на время выступления
оратор становится лидером аудитории, поэтому должен вести за собой
слушателей, а не идти у них на поводу. Это не значит, что при
этом нужно непременно воплощать диктаторский стиль общения - хамить и
строжиться. Следует быть мягким к слушателям, но решительно заниматься
своим делом. Оратор должен владеть аудиторией и смело воплощать
свои замыслы, тогда слушатели увидят, что оратор знает, что хочет, поэтому охотней пойдут за ним.
Если не будешь будоражить аудиторию, то аудитория займется тобой
Есть такой тип
ораторов - "нудисты". Это те, которые не выступают, а нудят - долго
бубнят себе под нос бестолковщину. Кажется, что у них только две
задачи - утомить аудиторию и испытать терпение слушателей. Обычно
добрые слушатели прерывают речь "нудиста" вопросом: "может тебе
заплатить, чтобы ты оставил нас в покое?". Злые - бьют (поэтому
"нудист" должен быть проворным - уметь уворачиваться от летящих
помидоров и быстро бегать). Терпеливая же публика награждает нудную
речь аплодисментами второго рода (т.е. не в качестве благодарности,
а за то, что она, наконец, завершилась). Аудиторию нужно увлекать.
Принцип спектакля
Люди любят зрелища
и яркие ощущения. Они готовы платить за концерты, театральные
представления и аттракционы. Поэтому аудитория в глубине души
ждет, когда же перед ней развернут интересное шоу. Такое ожидание
слушателей надо оправдать. Яркое выступление развлекает слушателей
и оправдывает их ожидания. Вялая же речь вызывает у них ощущение,
что они даром тратят время своей жизни. Превратите выступление
в интересный спектакль.
Хочешь быть интересным - будь заинтересованным
Этот принцип перекликается
с предыдущим. Если излагать свои мысли равнодушно и безучастным
тоном, то такую речь вряд ли можно будет назвать исторической.
Такая речь будет забыта вскоре после произнесения. Поэтому, чтобы
речь была интересной и впечатлила слушателей, следует говорить увлеченно. Добавьте
в речь энтузиазма.
Принцип разнообразия
Когда мы слышим
гром, то это значит, что мы также слышим прервавшуюся тишину - мы
воспринимаем не сами звуки, краски и явления окружающего мира,
а контрасты между ними. Чем больше в речи контрастов (разнообразия),
тем больше она привлекает внимания. Разнообразие должно присутствовать
во всех элементах речи (кроме дикции - дикция всегда должна быть четкой):
говорить нужно местами ярко, а местами умеренно; с различными
эмоциональными оттенками; то громче, то тише; изменяя активность движений -
жестикуляции и перемещений - от плавных и умеренных до энергичных; а также чередуя
движения и неподвижные позы (позы тоже лучше разнообразить, а не
использовать какую-то одну); изменяя темп речи - быстрей
и медленней; тон голоса - выше и ниже. Также использовать речевые
паузы различной длины и так далее. Разнообразная речь напоминает
живописный пейзаж, в котором присутствуют лиловый закат и голубое небо,
лес и горы, реки, озера и другие интересные объекты. Такая речь привлекает и ее хочется
слушать и слушать, в отличие от монотонной, напоминающей однородную пустыню,
где глазу не за что зацепиться. Насыщайте речь контрастами.
Ответственность за непонимание целиком лежит на говорящем
По каким бы причинам
не происходило непонимание слушателями смысла речи говорящего - даже,
если слушатель имеет неповоротливые мозги и отвлекается - ответственность
за непонимание целиком и полностью лежит на говорящем. Это аксиома.
Если оратор допускает в адрес аудитории высказывания: "неужели
непонятно?" или "какие же вы бестолковые!", то он, мягко говоря,
неправ, ибо, таким образом, пытается переложить ответственность
на слушателей. Говорите так, чтобы вас нельзя было не понять.
Претензии к слушателям неуместны
Как правило, слушатели
в основной своей массе вменяемы и дисциплинированны, но иногда среди них попадаются
агрессивные, болтливые и нетрезвые, которые отвлекают и мешают
выступать. Конечно, иной раз какого-нибудь нерадивого студента
можно и выдворить, чтобы не мешал другим, но чаще всего такой подход
неуместен. Как бы непотребно слушатели себя не вели - ёрзали,
шумели, задавали бы ненужные вопросы - не следует предъявлять
им претензий: дескать, хватит меня отвлекать, или как
же с вами тяжело общаться! Какой бы гиперактивной или безразличной
не была аудитория, с ней нужно управиться тактично. Точно так
же, как кирпич не виноват в том, что он кирпич, слушатели не виноваты
в том, что они такие, какие есть. Будьте снисходительными к аудитории,
как галантный кавалер к даме.
Исчерпайте тему, а не терпение слушателей
Говорят, что время - деньги.
На самом деле, время больше, чем деньги, ведь время содержит всё,
что мы имеем - вся наша жизнь лежит во времени. Парадокс: принято
считать, что красть деньги плохо, а отнимать у человека его
время, отвлекая его или заставляя ждать, не зазорно. Утомлять
слушателей нудным выступлением - значит воровать у них
частичку жизни. Заканчивайте говорить раньше, чем слушатели того захотят.
* * *
Принципы - это
векторы, задающие общее направление. Важно употреблять принципы ораторского искусства к месту и правильно их дозировать,
в зависимости от того, на лекции вы выступаете, на митинге или на совещании.
Феликс Кирсанов,
Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в
интернете - гиперссылка) и на автора
|